En

TOTAL LOOK ПО-РУССКИ

Первая публичная компания российского fashion-ритейла, новосибирская ГК «Обувь России», обнародовала финансовые результаты за III квартал 2018 года: объем выручки по отношению к аналогичному периоду прошлого года вырос на 7,7%, сопоставимые продажи снизились на 8,8%, при этом средний чек остался на прежнем уровне (хотя по результатам 9 месяцев его размер все же увеличился на 2,3%). Что это значит в переводе на общедоступный язык? Компания повысила цены. А также перешла на активное расширение непрофильного ассортимента и продвижение других сопутствующих платных услуг – их доля в розничной выручке по итогам 9 месяцев достигла 33,4%. Как бы мы ни относились к процессу монополизации рынка, нельзя не признать, что именно гигантам отрасли легче дается внедрение новых маркетинговых решений – и всем МСП есть чему у них поучиться.
За последние полгода «Обувь России» приняла несколько важных решений: во-первых, внедрила блокчейн в бизнес-процессы для защиты персональных данных клиентов, пользующихся услугами рассрочки и денежных займов. В результате с мая по октябрь 2018 года по этой технологии было оформлено более 300 тысяч договоров, портфель по услуге рассрочки платежа за 9 месяцев увеличился до 2,381 млрд руб. (+2%), а объем денежных займов до 1,632 млрд руб. (+10,9%). В сущности, компания начала работать как микрокредитная организация, что в условиях падения доходов населения всегда выгодно.
Вторым важным решением стало открытие совместно с компанией PickPoint постаматов и пунктов выдачи онлайн-заказов по всей федеральной сети магазинов ГК «Обувь России». По оценке партнеров, это позволит за первый год привлечь в магазины до 5% дополнительного трафика и повысить лояльность к брендам «Обуви России». На первом этапе к проекту были подключены 250 торговых точек на Урале, в Сибири и в Поволжье, но в планах ГК «Обувь России» и PickPoint стоит масштабирование сети за счет моно- и мультибрендовых обувных магазинов, которые удовлетворяют заявленным требованиям. Услугами же пунктов выдачи заказов смогут воспользоваться покупатели любого российского или зарубежного интернет-магазина из числа партнеров логистического оператора, а это более 5500 компаний сектора e-commerce. Стоит напомнить, что по итогам 9 месяцев 2018 года доля e-commerce в розничной выручке «Обуви России» составила 11,5%, компания также увеличила объемы сотрудничества с онлайн-гипермаркетами Wildberries и Lamoda (рост по категории +7,3%). А если ей удастся предложить покупателям качественный уровень сервиса на «последней миле», «Обувь России» имеет шанс побороться за этот вкусный кусок пирога с другим отечественным монополистом – «Почтой России».
И, наконец, третий стратегический шаг был предпринят в сторону дальнейшей диверсификации продукции. В конце октября в магазины «Обувь России» начали поступать комплекты женского нижнего белья. Пилотная линейка насчитывает 7 видов, в дальнейшем ассортимент будет расширен. К первой декаде ноября новинки появятся в большинстве регионов, охваченных ритейлером. «Обувь России» начала продавать сопутствующие товары под собственными брендами в 2010 году. На текущий момент в магазинах компании представлено более 5000 «непрофильных» SKU: одежда, сумки, кожгалантерея, средства по уходу за обувью, чулочно-носочные изделия, средства по уходу за ногами, товары для дома и др. Доля сопутствующих товаров в розничной выручке постоянно растет: если в 2010 году она составляла 4%, то в 2017 году — 31%, а по итогам 9 месяцев 2018 года доля увеличилась до 33,4%.
Итогом грамотного развития омниканальных продаж и продуктовой линейки стало открытие за 9 месяцев 2018 года 122 собственных магазинов (+30,4% к сети) и увеличение числа лояльных к бренду покупателей до 2,171 млн человек (+18,2%). А также очередное подтверждение рейтинга кредитоспособности компании на уровне ruBВB+ агентством RAEX (Эксперт РА) в сентябре 2018 г.

Партнеры