En

Сделано в…

Keen

В России горячо обсуждается введение маркировки обуви и заградительных пошлин для борьбы с контрафактом и защиты локальных производителей. Предполагается, что эти меры приведут к росту отечественной обувной промышленности и уравняют шансы российских и импортных брендов в ритейле, и некоторые признаки подъема отрасли за последние два-три года мы уже можем наблюдать. Однако дальнейшее развитие упирается в покупательскую способность населения при общем росте цен. Абсолютно симметричную картину мы можем наблюдать в США, где с приходом президента Трампа пошлины повышаются практически на все группы ввозимых товаров. И как бы мы не пытались дистанцироваться от американской политики, но надо признать, что в 90-е годы Россия взяла за основу развития fashion-рынка именно американскую, а не европейскую модель, которая заключается в строительстве крупных ритейл-сетей, имеющих магазины практически во всех торговых центрах. Модель эта призвана обслуживать крупный опт в массовом ценовом сегменте и вовсе не рассчитана на малый и средний бизнес, а именно в этом формате как правило стартуют локальные предприятия что в Америке, что в России. И конкурировать с обувными компаниями из Юго-Восточной Азии они не могут ни по ценовым, ни по количественным параметрам. В этой ситуации им остается только уповать на уникальность торгового предложения и лояльность своих соотечественников. Последняя, как мы знаем, простирается только до определенных ценовых границ. Так помогут ли протекционистские меры удержаться в этих границах местным производителям, выясняла Erin E. Clack в своей статье «Волны неопределенности» для Footwear News.

New Balance 993

Президент Дональд Трамп влетел в Белый дом с грандиозными обещаниями сделать Америку снова великой – среди прочего оживить производственный сектор и сосредоточиться на продукции, сделанной в США. «Мы будем следовать двум простым правилам: покупай американское и нанимай американцев», — заявил он во время своей инаугурационной речи в 2017 году. Но оказывает ли эта проамериканская политика и риторика президента какое-то реальное влияние на рынок? Эксперты считают, что в индустрии обуви, где в 2017 году объем внутреннего производства США достиг приблизительно 25 млн. пар (по сравнению с импортом в 2,39 млрд. пар, согласно отчету Американской ассоциации дистрибьюторов и ритейлеров обуви FDRA), усилия Трампа до сих пор не заметны.
«Президент Трамп определенно уделяет большое внимание бренду «Сделано в США» и это заставляет предположить, что его действия в области налоговой реформы и сокращения федерального регулирования создадут среду, более благоприятную для бизнеса в целом и для внутреннего производства в частности, – говорит Стив Ламар, вице-президент Американской ассоциации производителей одежды и обуви. – Но, с другой стороны, огромная неопределенность, порожденная его торговой политикой, сводит все усилия на нет. Вместо этого мы наблюдаем сокращение возможностей для роста собственного производства в США».
Действительно, после инаугурации в январе 2017 года Трамп не терял времени даром и сразу приступил к реализации ключевых предвыборных обещаний – от выхода США из Транс-Тихоокеанского союза, объединяющего 12 стран, до ужесточения противостояния с иностранными конкурентами (что является частью его про-американской политики). «Я думаю, что будет много компаний, которые захотят вернуть производство в нашу страну», — говорил Трамп в тот момент. (Совсем недавно он заявил, что может рассмотреть воссоединение с ТТС, но на прошлой неделе вновь изменил свою позицию).

Магазин Under Armour в Чикаго

Ожидалось, что крупнейшие торговые соглашения, заключенные еще бывшим президентом Бараком Обамой, сэкономят для обувной промышленности до $6 млрд. налогов и сборов за 10 лет. «Это деньги, которые можно было бы использовать для инвестиций в производство, создание новых рабочих мест, инновации и дизайн», — отметил Мэтт Приест, президент и генеральный директор Американской ассоциации дистрибьюторов и ритейлеров обуви.
Но уже один из первых, многократно расхваленных в прессе шагов Трампа по стимулированию внутреннего производства в США обернулся полным пиарным провалом. В рамках принятой на себя миссии по созданию новых рабочих мест в стране Трамп сформировал Промышленный совет Америки (American Manufacturing Council), в состав которого вошли 28 авторитетных лидеров бизнеса, в том числе генеральный директор Under Armour Кевин Планк, в чьи задачи входило консультирование президента по вопросам внутреннего производства. Однако всего через восемь месяцев, когда ряд членов подал в отставку в знак протеста против реакции Трампа на ужасное выступление расистов в Шарлоттсвилле, штат Вирджиния, Совет был спешно расформирован.
Неудача преследовала и прошлогоднюю попытку Трампа организовать Неделю Made in America в Белом доме. Администрация заявила это мероприятие как возможность «воздать должное замечательным мастерам и компаниям, создающим продукцию на территории США». Но это событие вызвало критику, а противники назвали президента лицемером, указывая, что его собственная линия фирменных товаров производится за рубежом. «Одна из тем, которая неизбежно всплывает в разговорах о Made in America и позиции президента по этому вопросу, заключается в том, что он не производит здесь свой собственный бренд. Это меня немного беспокоит, — говорит Скотт Пол, президент Альянса американских производителей (Alliance for American Manufacturing). – Он, безусловно, мог бы найти способ заставить работать эту схему – такой шаг обеспечил бы его администрации гораздо больший кредит доверия».
Теперь Трамп затеял сварливую торговую войну с Китаем, установив новые пошлины на более чем 1300 импортируемых товаров, включая алюминий и сталь – шаг, который, как он думает, поможет укрепить хилую американскую промышленность и в то же время накажет азиатскую страну за нарушение прав интеллектуальной собственности (говорят, что обувь, около 71% которой импортируется из Китая, изначально тоже была в этом списке, но в итоговом документе ее не оказалось, чего не скажешь про некоторые машины и оборудование, необходимые для производства обуви). Противник уже пригрозил симметричными мерами, что может привести к краху американскую индустрию обуви.

Фабрика Weinbrenner Shoe Co.

Мэтт Приест (FDRA) считает, что обувная промышленность являет собой пример, почему заградительные тарифы не работают. Несмотря на существование довольно высоких пошлин на ввоз еще с 1930-х годов, что в прошлом году принесло казне почти $3 млрд., США импортируют 99% всей потребляемой обуви. Протекционистская торговая политика никак не повлияла на сохранение местной обувной промышленности. «Производство переместилось в Азию несмотря на заградительные пошлины, и это лишний раз доказывает, что не всякая продукция предназначена для выпуска на родине в тех огромных количествах, которые требуются рынку, – комментирует Приест. – Реакционная и националистическая риторика президента интересна тем, что она вовсе не обязательно опирается на экономическую теорию или опыт в бизнесе».
Стив Ламар (Американская ассоциация производителей одежды и обуви) добавляет: «Администрация имеет довольно четкое представление, что заградительные пошлины являются важным рычагом воздействия и принуждения китайцев к переговорам, но это ужасно, когда дело доходит до таких мер. Вы забираете все эти деньги у потребителей и предприятий и направляете их в казну. Это препятствует росту экономики».
Для американских производителей увеличение пошлин – будь то на обувь, другие потребительские товары или сырье – в конечном счете скажется на росте стоимости готовой продукции. Пэт Минер, президент компании Weinbrenner Shoe Co. (Меррилл, штат Висконсин), которая производит почти 65% своей линии рабочей обуви в США, внимательно следит за переговорами с Китаем: «Я надеюсь, что проблема разрешится сама собой – Трамп уже слышит реакцию. Вы могли бы подумать, что я буду первым ратовать за протекционистские пошлины, но мне такие меры не нравятся. В конечном счете они приведут к росту стоимости жизни наших работников, а это означает, что нам придется повышать им заработную плату, что сделает производство обуви в Америке слишком невыгодным для нас. Если же говорить о повышении пошлин на оборудование, то это напрямую влияет на наш бизнес».
По мнению Скотта Пола (Alliance for American Manufacturing), тревогу вызывает и выказываемая президентом вслух поддержка движения Made in America: для отрасли это обоюдоострый меч. Хотя Трамп придает огласку делу, его непопулярность в качестве президента (недавний опрос Quinnipiac выдал рейтинг на уровне 41%) фактически может отвратить часть потребителей от призыва «покупать американское». «Американцы всегда были едины в своем желании иметь больше продуктов местного производства, но я замечаю, что теперь это движение уходит в подполье, – говорит Пол. – Когда вы видите что-то связанное с Made in America или с лозунгом «Сделай Америку снова великой», в вашей голове это сразу коррелируется с поддержкой президента. Это вредит движению, и это ошибка. Есть много причин, по которым человек может хотеть купить что-то американское, и они весьма далеки от политики Трампа и его намерений».

Keen

Тем не менее, несмотря на новые вызовы и вихри, разворачивающиеся вокруг нынешнего президента США, компании продолжают заниматься локальным производством. Для марки Keen, которая в 2010 году запустила фабрику в Портленде, штат Орегон, сильный потребительский спрос на американский стиль стал стимулом для наращивания объемов выпуска продукции в США. «Мы начали создавать рабочие места внутри страны около четырех лет назад, и тогда их было совсем немного. С тех пор спрос действительно взлетел, и мы ожидаем, что к концу года он достигнет 25% от всего объема выпускаемой нами продукции, — рассказывает Крис Хеффернан, генеральный менеджер Keen Utility, марки защитной обуви. – Трамп использует то, что всегда было очевидно – американская обувь действительно резонирует с нашим целевым потребителем, синим воротничком».
New Balance также недавно расширила свое подразделение «Сделано в США». В прошлом месяце бостонская компания заключила контракт с Министерством обороны на поставку легкоатлетических кроссовок для базовой программы подготовки военнослужащих США. Сумма контракта оценивается в $17,3 млн. Президент и генеральный директор New Balance Роб ДеМартини назвал этот шаг «большой победой в вопросе сохранения и увеличения количества рабочих мест для американцев, а также подтверждением давней приверженности New Balance делу изготовления обуви в этой стране».
По словам Брэда Миллера, генерального менеджера отдела стратегического развития New Balance (который контролирует проекты Made in USA), компания посвятила более пяти лет подготовке к выполнению контракта с Министерством обороны, в том числе инвестировав значительные средства в новое оборудование для прямого литья. «У нас больше 21 американского субподрядчика, чьи материалы на 100% сделаны в Америке, и это значительно повышает значимость для нас именно американских рабочих мест, — отметил Миллер. – Мы очень гордимся тем, что являемся единственным брендом спортивной обуви, который производит обувь в Америке уже более 75 лет».

MADE in AMERICA в цифрах:
$34000 средняя годовая зарплата фабричных рабочих в США
12000 рабочих занято на производстве обуви
63% американских предприятий насчитывают менее 10 человек персонала
233 действующие фабрики
25 млн пар обуви произведено в 2017 г.
Источник: Госстат США, исследование Американской ассоциации дистрибьюторов и ритейлеров обуви (Footwear Distributors and retailers of America)

MADE in RUSSIA в цифрах:
239208 руб. ($3680) средняя годовая зарплата рабочих в обувной промышленности России
42600 человек занято в кожевенно-обувной отрасли
1/3 работающих занято на предприятиях с численностью менее 50 человек
1503 действующих предприятия в кожевенно-обувной отрасли
100 млн пар обуви произведено в 2017 г. (32,9% к общему объему рынка)

Партнеры