En

Португальский портал

Андрей Аболенкин

Мода будущего будет говорить на множестве языков. Еще недавно казалось, что индустрия идет к созданию универсального словаря. Теперь глобальная картина ее перспектив все менее реальна, она на глазах превращается в разноцветный атлас. Чтобы ориентироваться, стоит учить маршруты и наречия. В такое локальное путешествие можно было отправиться этой осенью в Португалии на ModaPortugal2017, чтобы понять, как национальные индустрии обозначают свое место на новой карте.

Раз в году ModaPortugal (организация занимается продвижением португальского дизайна) и CENIT (Единый исследовательский центр текстильной промышленности) собирают в Порто специалистов, журналистов и студентов моды со всей Европы. Мероприятие задумано ради последних – будущим дизайнерам показывают обувные и швейные предприятия, рассказывают об их экспортных возможностях, а в последний день проводят конкурс учебных работ собравшихся. В этом году в расписание вошла еще конференция об аутсорсинге, материалы которой по-новому раскрывают смысл происходившего: европейские страны надеются на участие этой молодежи в создании конкурентного преимущества для своей легкой промышленности.
Предыдущее десятилетие мировая индустрия моды с успехом доказывала знакомую максиму: из трио «качество, быстрота, дешевизна» одновременно доступны лишь два компонента. Причем именно скорость была самой желанной характеристикой последних лет. Количество коллекций в сезоне все увеличивается, а срок между их показом и первыми продажами – уменьшается, вместе с креативностью дизайна. Самые активные и обсуждаемые продажи показывали лимитированные партии высокотехнологичной спортивной обуви и одежды, для которых быстрота является ключевым фактором. Также как и локальность. Покупатели готовы за них платить, а производители намереваются пересмотреть принципы ценообразования соответствующим образом.
Эта тенденция вывела nearshoring, перенос производства ближе к потребителю, в число самых обсуждаемых явлений. Если изготовление переносится из Азии в Европу или Северную Америку, то расходы на рабочую силу и сырье (они составляют в среднем 30-40 процентов в цене готовой вещи) неизбежно повышаются, примерно в полтора раза. Зато уменьшаются сроки поставок, транспортные и таможенные расходы, а компании могут гарантировать «этичность» и гибкость. Последнее является ключевым преимуществом: возможность планировать в последний момент, реагировать на импульсивные тренды и пополнять ассортимент становится очень важной на рынке моды. Он все больше заполняется мелкими и средними игроками, которые работают с небольшими аудиториями «по интересам», со смешанной демографией и без возможности долгосрочных прогнозов. Для них оборот и минимальные остатки являются условием выживания.

Jaime López

Португальский опыт тут является весьма показательным. Экспорт продуктов моды у страны небольшой, €3.2 млрд. (из которых две трети приходится на обувь и изделия из кожи). Полторы тысячи небольших компаний, составляющих местную индустрию, представляют классическую картину современных достоинств: гордятся квалификацией сотрудников, гибкостью и скоростью реакции, соблюдением сроков, доступом к новым технологиям и качественным материалам. Подавляющая часть продукции (до 95% обуви, например) идет на экспорт, однако в последние годы появились десятки местных интереснейших марок. Они вполне довольны небольшими объемами бизнеса и именно в таком качестве получают государственную поддержку. Словом, почти классическая картина локальной моды, рождающейся с возвращением квалифицированного производства в развитые страны.
Какую же роль играют тут студенты? Двойственную. С одной стороны, обучение играет важную роль в поддержании социальной стабильности, обеспечении квалифицированной занятости. Будь то дизайнерские ВУЗы, курсы переобучения сотрудников или профтехучилища, все образовательные программы получают большую поддержку от государства и промышленных объединений (например, от португальской Ассоциации производителей кожи и обуви), все связаны с промышленными предприятиями. Производство для того и возвращается, чтобы использовать эти творческие и технические возможности в знакомой бизнес-этике, без долгих поездок и экономики потогонных цехов.
С другой стороны, производственные компании больше не хотят продавать свое машинное время. Их конкурентное преимущество – исследования и разработки, комплексный подход. Для новой модели моды это означает почти полное устранение дизайнерского произвола из системы. Все больше производственных компаний составляют библиотеки моделей и материалов, где заказчикам нужно выбрать только тип сочетания и оговорить дополнения. В такой системе молодые дизайнеры привлекаются для пополнения модельного предложения, за роялти. Этот переход от творчества к кураторской форме уменьшает риски, но одновременно разрушает остатки моды в привычном нам виде. Захотят ли дизайнеры будущего заключать такую сделку с дьяволом – неизвестно, но такой портал уже открыт. И в Португалии он горячее всего.

Daniel Gonçalves

Партнеры