Португалия начинает и… выигрывает

Татьяна Медовникова

Одной из самых перспективных площадок для производства обуви вот уже более двух десятилетий является обувной кластер Португалии. И компании, размещающие производственные заказы, и покупатели в магазинах знают: продукция португальских обувных фабрик по соотношению цены, качества и стилевых решений – чуть ли не самая выгодная, приятная и рациональная покупка. Данные, предоставленные Ассоциацией производителей обуви, компонентов и изделий из кожи Португалии (APICCAPS), наглядно демонстрируют причины успеха португальского обувного кластера.

Текущая рекламная кампания обувной индустрии Португалии проводится под лозунгом «Самая сексуальная индустрия в Европе». Используемый в слогане эпитет можно отнести не только к ярким и смелым стилевым решениям португальских обувных коллекций, но и к темпам возрождения обувной промышленности страны. Действительно, смелость и динамика – вот что отличает рост и развитие португальского обувного кластера в последние годы.

Экспорт как приоритет 

В  течение двух последних десятилетий португальский обувной сектор по-настоящему  трансформировался. Сейчас обувная промышленность считается одним из важнейших кластеров португальской экономики – из традиционно трудоемкого сектора с высокой долей низкоквалифицированного ручного труда этот сегмент экономики трансформировался в современную, перспективную и высококонкурентную отрасль. Так Португалия завоевала позицию одного из самых важных европейских и мировых экспортеров, особенно в секторе кожаной обуви. Произошло это благодаря тому, что португальские обувные компании целенаправленно переориентировали свои стратегии на развитие в рамках глобального рынка. Теперь  португальские обувные фабрики выступают и как экспортеры продукции собственных брендов, и как площадки для аутсорсингового производства.

Обувные предприятия Португалии сконцентрированы в двух кластерах, один из которых находится в муниципалитетах Фельгуейрас и Гуимарайес, другой – в Санта-Мария-да-Фейра, Оливейра-де-Аземеис и Сан-Жоау-да-Мадейра. Все эти пять городов расположены на севере страны, в 60 км друг от друга, и в них сосредоточено более ¾ производства обувного сектора страны.

Португальские обувные компании отличаются своей способностью предлагать продукцию с высокой добавленной стоимостью, изготовленную при помощи сочетания самых современных технологий с ручными методами производства, которые традиционно использовались в семейном бизнесе. Такая комбинация факторов позволяет производить высококачественную продукцию с современным дизайном, конкурирующую с моделями самых известных международных брендов даже в высоком ценовом сегменте.

В результате беспрецедентных инвестиций, связанных с внешними рынками, Португалия экспортирует более 95% своей продукции в 152 страны на всех пяти континентах. Поставки обуви из этой страны в 2010 году составляли 69 млн пар на сумму около 1,3 млрд евро. В 2016 году Португалия экспортировала уже более 81,6 млн пар обуви на сумму более 1,9 млрд евро, что на 3,2% больше, чем в 2015 году. Это седьмой год подряд, когда продажи на внешних рынках растут. С 2009 года экспорт уже увеличился более чем на 55%. В особенности это ценно на фоне не совсем положительной динамики и неустойчивости на внешних потребительских рынках.

Экспорт португальской обуви растет с 2010 года на все основные 20 рынков, закупающих португальскую обувь, за исключением Великобритании. И хотя он продолжает концентрироваться на крупнейших европейских рынках (в 2016 году главными импортерами португальской обуви оставались Франция, Германия, Нидерланды, Испания и Великобритания), более высокие темпы роста с самыми большими возможностями диверсификации были отмечены на нетрадиционных для португальских производителей направлениях: Китай (3108%), Объединенные Арабские Эмираты (608%), США (461% ), Австралия (363%) и Польша (295%). В течение того же семилетнего периода средняя экспортная цена пары португальской обуви увеличилась на 24%, что полностью соответствует стратегическим целям, поставленным перед местной обувной индустрией, – занятие среднего и средневысокого ценового сегмента на глобальном международном рынке.

Человеческий фактор

За последние десятилетия португальский обувной кластер претерпел радикальные изменения в качестве ресурсов: количество квалифицированных сотрудников удвоилось. Доля персонала со средним или высшим образованием увеличилась с 3% до 9%. В то же время, чтобы отличаться от конкурентов, отрасль усиленно инвестировала в другие сферы, такие как разработка продукта, внедрение дизайна и обслуживание клиентов.

Согласно данным Portuguese Footwear Technological Centre, за последние 10 лет португальские обувные компании создали более 340 новых обувных брендов. Сейчас в обувной промышленности страны заняты более 45 000 человек. По официальным данным 2010 года, число работников отрасли составляло 36 985. Это значит, что за прошедшие 7 лет португальские обувные компании создали более 8000 новых рабочих мест.

Стратегия-2020 по-португальски

К концу текущего десятилетия португальский обувной сектор стремится стать ключевым для отрасли во всем мире. Этот процесс будет основан на опыте, новаторстве и креативности португальской промышленности – продуктах и бизнес-моделях с упором на сегменты рынка, где выбор покупателей основан скорее на вкусе и дизайне, чем на цене. Сохранение национального производства является ключевым для позиционирования на глобальном рынке, где гибкость, быстрая реакция и качество продукции являются ключевыми факторами. Что и  отличает португальскую индустрию от конкурентных площадок.

Это ключевые элементы Стратегического плана развития португальской обувной индустрии FOOTURE 2020. Для реализации этого плана в сферы инноваций, интернационализации и роста квалификации по отрасли до 2020 года будет инвестировано 160 млн евро. С 2010 года экспорт португальской обуви увеличился на 50%, и теперь 95% продукции экспортируется в более чем 150 стран на 5 континентах. Чтобы закрепить достигнутые результаты, ожидается, что сектор инвестирует более 70 млн евро в расширение экспорта и процесса интеграции португальского обувного кластера в глобальный рынок.

Реализуя свои стратегические планы, португальская обувная отрасль специализируется на гибкости, быстром реагировании и небольших производственных заказах. Сотрудничество с Португальским обувным технологическим центром (Portuguese Footwear Technological Centre) и сетью из более чем 50 партнеров – университетами, компаниями и организациями научно-технического профиля – способствовало созданию более 100 видов выпускаемого в Португалии оборудования. Это дало стране возможность экспортировать высокотехнологичные товары и комплектующие для производства обуви. Чтобы сохранить такой высокий технологический уровень, в научно-техническое развитие отрасли инвестируются еще 50 млн евро.

Совершенствование человеческих ресурсов будет способствовать развитию и омоложению промышленности,  введению в отрасль нового поколения талантов. Важное значение для португальской обувной индустрии имеет также подготовка руководителей высшего звена, их креативность и навыки предпринимательства. Инвестиции в эти области составят в ближайшее время около 36 млн евро.

За последний год более 150 португальских компаний принимали участие в более чем 60 международных инициативах, в основных торговых ярмарках и выставках отрасли. Для поддержки процесса интернационализации APICCAPS разрабатывает для португальских производителей обуви коллективные имиджевые кампании. Это определенно приносит свои результаты и приводит к значительному улучшению международного имиджа португальской обуви. В дополнение ко всем перечисленным мероприятиям местные компании реализуют собственные  инициативы, способствующие укреплению позитивного восприятия португальской обуви во всем мире.

Позиционирование португальской обуви в среднем и средневысоком ценовых сегментах при небольшом внутреннем рынке, потребляющем всего 5% произведенной продукции, привело к созданию отраслевой стратегии, ориентированной на внешние рынки и на экспорт. При этом, столкнувшись с высококонкурентной средой на международной арене, португальская обувная промышленность не стала вступать в ценовые войны с азиатскими странами. Основой производительности португальских компаний стала их способность выпускать качественную продукцию на основе хорошего дизайна и инновационных технологий, а также гибкий подход к обслуживанию клиентов и скорость реакции на требования заказчика. Все это отличает португальскую индустрию от ее прямых конкурентов и, таким образом, способствует продвижению местной продукции в мировой стоимостной цепочке.

Партнеры