Кожа – это новая нефть 

Елена Гордина

В стране наблюдается небывалый на памяти ныне работающего поколения кожевенно-обувной бум: магнат Прохоров обменивает медиахолдинг РБК на акции «Обуви России», заслуженные адвокаты уходят в обувщики, ритейлеры бытовых приборов перекидывают финансы в кожевенные заводы. По итогам года, согласно исследованию РБК, объем продаж в отрасли вырос на 7,9%, а прибыль – на 18,3%. Что это, новая парадигма российской экономики? Откуда же берется это богатство, если все последние годы мы жаловались на тотальный развал всей легкой промышленности? Узнаем из первых рук.

 

diğer-other 2flother-flother 2napa-nappa 1nubuk-nubuck 1

Готовые блюда…

По данным Агентства экономической информации «Прайм», за последние годы кожевенная отрасль России совершила значительный прорыв. «Это стало возможным прежде всего благодаря тому, что собственники и руководители предприятий начиная с 2000 года поверили в государство и необходимость развития промышленного производства», – рассказала агентству Александра Андрунакиевич, генеральный директор Российского союза кожевенников и обувщиков (РСКО). Важную роль сыграл курс на импортозамещение – при поддержке правительства и Минпромторга и по инициативе Союза было принято более 30  законодательных актов  по поддержке кожевенно-обувной отрасли и легкой промышленности в целом, в том числе  введены запретительные пошлины на вывоз сырья из России и стран СНГ (500 евро за тонну); снижен НДС на детские товары с 20 до 10%;  отменены пошлины на импорт сырых шкур, полуфабриката «вет-блю», ряд химических материалов, технологического оборудования  и запчастей; отменен НДС при импорте оборудования; осуществляется субсидирование процентных ставок по кредитам, направляемым на закупку сырья и материалов, техническое перевооружение  и экспорт продукции глубокой переработки. В результате этой согласованной деятельности объем производства кож за последнее десятилетие увеличился в России в 2,5 раза и достиг 2,2 млрд дм2, обуви – в 3 раза, до 100 млн пар. Были введены высокие пошлины на экспорт сырья и полуфабриката, а с 2014 года вывоз «вет-блю» периодически попадает под запрет, напомнила она. Так, с 1 февраля до 17 августа 2017 года правительство вновь продлило запрет на вывоз из страны кожевенного полуфабриката крупного рогатого скота. Свои задачи на перспективу Союз видит в выходе российских производителей к 2025 году на выпуск 140 млн пар кожаной обуви в год – по одной на каждого жителя страны. Для чего в ближайшее время инициирует ряд очень полезных изменений в законодательстве – в частности, для снижения финансовой нагрузки на предприятия – пользователи воды.

 

«Кожевенная индустрия очень сильно зависит от объема сырьевого ресурса. Поголовье скота в России снижается, пусть и не так резко, как 10–15 лет назад, но мы имеем ежегодное сокращение на пару процентных пунктов. В этом плане нам очень помогает государство, в частности Минпромторг, который ограничил вывоз сырья. Помимо этого, перед компаниями кожевенной индустрии стоит задача наращивать импорт кожевенного сырья. Это позволит нам увеличивать выпуск продукции для внутреннего и внешнего рынков. 22 июня по этому вопросу было совещание с участием Россельхоза и Минпромторга. И основная сложность здесь заключается в том, что наши ветеринарные требования отличаются от условий, действующих в других странах. Решение ожидается от Ростехнадзора, который должен устранить нестыковки, ускорить ввоз», – комментирует Игорь Сурин, вице-президент РСКО и председатель совета директоров холдинга «Русская кожа» (Рязанский кожевенный завод).

Представители Вяземского кожевенного завода (ООО «ВКП ЛТ») подтверждают, что с введением запретов на вывоз «вет-блю» с сырьем стало лучше. Государственная программа по животноводству тоже работает, тому пример компания «Мираторг». Намного улучшились ветеринарный контроль и уход за животными. Все это дает заинтересованным предприятиям постоянное обеспечение сырьем. Уровень переработки и создания конечной продукции в этом сегменте увеличивается. Виден ежегодный рост по отрасли. По данным статистики и мониторинга экономической ситуации в кожевенной индустрии, данные меры позволили увеличить объем глубокой переработки кожи в 2015 году на 15,7%, а по итогам 11 месяцев 2016 года рост к аналогичному периоду прошлого года составил 8,5%.

Так, флагман отрасли АО «Верхневолжский кожевенный завод» после реконструкции и оптимизации сегодня выпускает 300 тыс. м² готовой продукции в месяц, занимая до 30% российского рынка переработки кожевенного сырья. Активно взаимодействуя с федеральными и региональными министерствами и государственными фондами, завод участвует в реализации программы импортозамещения и является одним из крупнейших работодателей Тверской области, предоставляя рабочие места более чем 1200 работникам различных профессий. Руководство АО «ВКЗ» много вкладывает в создание комфортного рабочего климата для сотрудников и в полной мере обеспечивает социальную ответственность.

Вяземский кожевенный завод с ежемесячным производством более 140 тыс. м² готовой кожи входит в тройку лучших кожевенных заводов России по количеству и качеству выпускаемой продукции. Именно поэтому основные проблемы отрасли компании знакомы. В стране практически отсутствуют учебные заведения, выпускающие специалистов для кожевенной промышленности – как технологов, так и профессионалов других профилей. Поэтому кожевенные заводы вынуждены привозить технологов-иностранцев, брать на работу техперсонал с других предприятий. «Ситуация стала исправляться после того, как к нам на работу решили набирать местную молодежь. Мы поняли, что это путь решения проблемы, – утверждают представители Вяземского завода. – Сегодня у нас работает очень много молодежи, процентов 50 наших сотрудников – до 30 лет».

По данным новостного агентства Infox.ru, обувная отрасль сегодня – весьма перспективное направление для бизнеса. Объем российского обувного рынка превышает 300 миллионов пар обуви в год, и это при достаточно низком по сравнению с развитыми странами уровне потребления. К тому же из-за падения курса рубля у российских производителей появилась возможность вступить в достойную конкурентную борьбу.

Верхневолжский завод неоднократно удостаивался звания лучшего экспортера России.

«Нашими технологами и модельерами обувных и кожгалантерейных предприятий ведется постоянная работа по созданию новых интересных видов отделок натуральной кожи. На нашем стенде на осенней выставке Mosshoes будут представлены новинки кож и цветовая гамма на сезон весна-лето 2018 года. Мода сама диктует нам, что пора выходить из сложившейся непростой экономической ситуации и вносит в нашу жизнь теплые спокойные тона, все оттенки зеленой травы и спелых фруктов», комментирует ведущий менеджер отдела продаж Верхневолжского кожевенного завода Зиля Самигуллина.

Вяземский кожзавод, который на сегодняшний день производит и успешно реализует более 140 млн м2 кожи, представленных в более чем 70 артикулах разного назначения и отделки: кожа эластичная для верха обуви (гладкая и с тиснением), кожа для галантереи, ременная кожа, мебельная кожа, автомобильная кожа, кожа лаковая и напплак, спилок-велюр, нубук, кожа для подкладки обуви, на осенней выставке Mosshoes покажет много кож с пленочным покрытием, очень популярным на сегодняшний день. Такие материалы для верха обуви и галантереи как Estro, Picasso, Martini, LG, Matador, Delta, которые осенью будут впервые представлены на российском рынке, уже хорошо зарекомендовали себя у европейских производителей. Продажу готовой продукции компания осуществляет не только по России, но и экспортирует в 12 стран мира: Италию, Португалию, Румынию, Германию, Индию, Китай, Сербию, Польшу и др. По данным агентства экономической информации «Прайм», российская кожа не отстает по качеству и технологиям обработки от зарубежных конкурентов. Это доказывает растущий спрос на нее на мировых рынках, причем именно на готовый продукт, а не на сырые шкуры, как было раньше. Доля экспорта у Вяземского завода, например, составляет около 30% от производства. Поставки идут более чем в 25 стран Европы и Азии.

Но и зарубежные компании все так же активно предлагают свою продукцию российским предприятиям. Уже много лет поставляет свою продукцию в Россию производитель кожевенного сырья и готовой кожи из Турции (Стамбул) Turgut Kardesler. В ассортименте предприятия – кожа теленка и малого КРС для производителей обуви и сумок, с выработкой 1,115 млн м2 в год. В арсенале компании хромовое и комбинированное дубление, возможны разные виды отделки: с натуральным лицом, гладкая, барабанного крашения, жесткая, анилинового (и полуанилинового), а также поверхностного крашения, с кракелюром, металлизированная, классическая, fashion, принтованная, тисненая, водонепроницаемая, подкладочного типа. До сих пор турецкую компанию представлял на нашем рынке агент, но со следующего сезона компания Turgut Kardesler намерена собирать здесь заказы самостоятельно. Тем более что спрос со стороны российских заказчиков сильно не меняется – во всяком случае, жаркого дыхания кризиса компания на себе не почувствовала.

Составляют ли турецкие производители сильную конкуренцию отечественным? Пока, похоже, рынок далеко не насыщен, и нашим российским компаниям есть где развернуться. Здесь, скорее, идет уже конкуренция за качество между собой. Так, ведущий менеджер отдела продаж Верхневолжского кожевенного завода Зиля Самигуллина убеждена, что без поиска и внедрения новых технологий переработки низкосортного кожевенного сырья невозможно сегодня конкурировать на российском рынке. Таковы реалии кожевенной промышленности. А представители Вяземского кожевенного завода уверены, что большая палитра цветов, оптимальное соотношение цены и качества по сравнению с европейскими аналогами, привлечение международных экспертов-технологов при разработке новых артикулов, а также использование российского сырья, что фиксирует рублевые цены для покупателей, и есть залог конкурентоспособности на рынке России.

Кожа Далия для верха обувиКожа Дукесса галантерейнаяКожа Матадор для верха обувиКожа подкладочная обувнаяКожа с пленочным покрытием 1Кожа с пленочным покрытием 2кожа с пленочным покрытием 3Спилок ВелюрКожа Crocco
…и кухня

Как без достойного повара (то бишь технолога) не приготовить хорошего блюда, так и без оборудованной кухни не видать заведению мишленовских звезд. В отношении кожевенной промышленности России это более чем справедливо. Для кожевенных заводов огромное значение имеет оборудование – например, именно оснащение нового красильно-жировального цеха позволило Вяземскому заводу значительно увеличить импортозамещающее производство натуральных мебельных, галантерейных и обувных кож. За счет внедрения новых технологий и использования современного оборудования произошло улучшение качества продукции, расширение цветовой гаммы.

Верхневолжский завод к 2020 году планирует запустить новую линию финишной отделки и также выполнить модернизацию оборудования кожевенного производства. Проект оценивается в 334 млн рублей.

«Важной тенденцией для отрасли является модернизация предприятий. Очень помогает в этом плане поддержка государства: льготная программа лизинга, субсидирование процентных ставок по кредитам. Если в 2016 году инвестиции в основной капитал составили 1 млрд рублей, то в 2017 году мы прогнозируем, что они достигнут 2 млрд», – комментирует исследование РБК Игорь Сурин, вице-президент РСКО, председатель совета директоров холдинга «Русская кожа».

Представители компании ООО  «Грамос», одного из основных поставщиков оборудования для кожевенно-обувной индустрии на российский рынок, уверены: для того чтобы импортозамещение, по крайней мере в обувном секторе, действительно работало, необходимо продолжать внедрение самого современного оборудования для производства обуви, обеспечивать качественный сервис машин, проводить необходимое бесплатное обучение персонала фабрик и делать все возможное для того, чтобы обувь российского производства продолжала ассоциироваться со словом «качество» не только на рынках России и стран Таможенного союза, но и в международном торговом пространстве.

«Наши специалисты могут не только подобрать необходимый комплект машин для производства обуви, они также всегда готовы помочь клиенту в реализации проекта обувной фабрики и запуске предприятия с нуля. За 2016–2017 годы нами были спроектированы «под ключ» три обувные фабрики – две в России и одна в Киргизии. Кроме запуска и обслуживания оборудования, мы всегда проводим обучение персонала обувных предприятий работе на поставленных машинах», – таким образом компания «Грамос» осуществляет полноценную и всестороннюю поддержку российской обувной промышленности.

По данным компании, отечественные производители сегодня стали больше внимания уделять оборудованию, позволяющему сократить затраты на материалы, на расходники, на персонал. Например, при внедрении на предприятии автоматического раскройного комплекса Comelz происходит сокращение затрат на резаки, обеспечивается значительная экономия материала благодаря тому, что программное обеспечение комплекса просчитывает оптимальную раскладку деталей на шкуре и к тому же может расположить их практически вплотную. А самое главное, один квалифицированный сотрудник в состоянии обеспечивать тот же объем выпуска, что 4–5 человек ранее на обычных вырубных прессах, отсюда экономия на заработной плате (и решение проблемы с нехваткой квалифицированных рабочих по отрасли, заметим в скобках). Новейшие технологии позволяют при помощи портативных лазерных сканеров считывать параметры стопы покупателя, данные через интернет передаются на производство, где изготавливается на цифровом фрезере индивидуальная колодка, индивидуальная стелька и отшивается идеально подходящая пара обуви. И это уже решение для малого бизнеса, который только-только начал поднимать голову в обувной отрасли.

В целом ситуация во всей кожевенно-обувной индустрии выглядит достаточно оптимистично, несмотря на падение потребительского спроса в стране: по данным исследования РБК, несмотря на небольшой удельный вес в экономике страны (0,07% ВВП), в 2016 году кожевенно-обувная отрасль показала неплохие результаты развития в конкретных показателях. Отгрузки собственной продукции составили 58,9 млрд руб., что на 7,9% больше, чем годом ранее (при этом на производство кожи пришлось 17,6 млрд руб.). Прибыль в кожевенно-обувном производстве в 2016 году достигла 2,6 млрд руб., на 18,3% превысив показатель 2015 года, а рентабельность – 5,7%, что на 78,1% больше, чем годом ранее. Это немного, если сравнивать с другими отраслями промышленности, но для 42,6 тыс. человек, занятых в этой индустрии, момент положительный – зарплаты выросли в среднем на 15%, персонал не увольняли, а только набирали молодых и образованных специалистов, которых заводы охотно отправляют на зарубежные стажировки. Кажется, российской легкой промышленности (и кожевенно-обувной в ее составе) все же удастся преодолеть системный кризис, который преследовал ее последние сто лет. И мы имеем шанс стать свидетелями этого бума и даже его участниками.

IMG_0780-19-07-17-10-42IMG_0831-19-07-17-10-42IMG_1429-19-07-17-10-42