En

Идентификация обуви. Эпизод 2

Обязательная маркировка обуви, которая должна быть введена в России меньше, чем через год, продолжает вызывать шквал вопросов у производителей, импортеров и ритейлеров. И даже конференция с оглашением промежуточных результатов эксперимента, организованная компанией ATC Consulting & Logistics 23 августа в Москве, мало что прояснила для слушателей в зале. Часть заданных нашими читателями вопросов мы переадресовали Вере Волковой, руководителю проекта «Легкая промышленность» центра развития перспективных технологий, официального оператора, назначенного правительством.

– Назовите, пожалуйста, уточненные сроки реализации проекта.

– 30 мая 2018 г. было подписано Постановление Правительства РФ № 620 «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации обувных товаров на территории Российской Федерации». Согласно этому документу, пилотный проект начался 1 июня 2018 г. 28 апреля 2018 г. было подписано Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», в нем определен срок наступления обязательной маркировки для обуви 1 июля 2019 г.

– Если речь идет об импорте в Россию, кто все-таки отвечает за заказ КИЗов и маркировку – фабрика-поставщик или импортер?

– Ответственность за маркировку товаров цифровыми кодами несет собственник товара – российский производитель до ввода товара в оборот или импортер до помещения товара под таможенные процедуры. На фактический таможенный контроль товар должен быть доставлен с наличием кодов маркировки в виде DataMatrix. При этом товар может быть замаркирован как на производстве, так и в любой точке сортировки и упаковки товара. Таким образом, если мы говорим об импортном товаре, то всю ответственность за заказ кодов маркировки и саму процедуру несет импортер. Он направляет запрос оператору через информационную систему и получает сгенерированные коды для нанесения их на каждую единицу товара.

– В каких странах и в каком количестве будут открыты центры маркировки обуви за рубежом?

– Центр этикетирования и маркировки является организацией, авторизованной оператором национальной системы маркировки и прослеживаемости для производства этикеток с предварительно нанесенными средствами идентификации (кодами маркировки) по запросам производителей и/или импортеров товаров. Этикетки могут быть как простыми, так и защищенными – с применением элементов защиты от копирования. Основная цель – обеспечить производителей и импортеров простым способом маркирования через нанесение этикеток ручным или полуавтоматическим способом на товар, который производится небольшими сериями. Центры этикетирования для маркировки импортного товара будут размещены за территорией РФ и позволят заказать этикетку с цифровым кодом для нанесения иностранным производителем, если у него не установлено необходимое оборудование для печати. Необходимо отметить, что центры этикетирования товара открываются не Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ). Это свободный рынок. Оператор не регулирует его – он открытый и конкурентный. Надеемся, что спрос на услугу будет достаточным для того, чтобы представители бизнеса открывали центры в большинстве стран. География размещения центров этикетирования определится по факту спроса.

– Во время прошлого семинара на выставке Mos Shoes один крупный импортер интересовался, с какого момента маркировка на обуви обязательна – с момента пересечения границы РФ или с момента прохождения таможни (при условии, что компания растамаживает товар на терминале в удалении от границы). Означает ли ваш предыдущий ответ, что до таможенного терминала груз может преодолеть несколько сотен километров по территории страны без маркировки и компания не будет в этом случае оштрафована?

– Импортируемый товар должен иметь цифровой код в момент юридического пересечения границы. Для импортного товара, реализация которого будет производиьтся на территории России, маркировка производится до помещения под таможенные процедуры. Пока груз движется по территории РФ до таможенного терминала – он не считается растаможенным и не может быть оштрафован за незаконный оборот немаркированного товара, т.к. оборот товара не производится.

– Как будет решаться вопрос с маркировкой обуви, которая приходит с почтовой или курьерской доставкой клиентам зарубежных интернет-магазинов?

– Главная задача системы Честный ЗНАК — гарантировать подлинность продукции, которую приобретают россияне, защитить бренд легального бизнеса и «разворачивать» систему в каждой группе так, чтобы она не влияла на деятельность бизнеса, в данном случае на работу интернет-магазинов. В случае если товар в интернет-магазине приобретается для целей собственного использования, он не должен быть маркирован и может как и раньше быть доставлен частному лицу. Однако если лицо, которое приобрело товар для личного использования, захотело перепродать/передать его на реализацию юридическому лицу, такой товар должен получить код маркировки.

– Спецобувь выводится из системы в момент продажи работодателю. При этом, если работодатель берет с сотрудников деньги за обеспечение их спецобувью, то он должен сам маркировать товар (ваши слова)?

– Спецобувь выводится из оборота в момент продажи работодателю для целей, не связанных с дальнейшей реализацией. Например, выдача спецобуви сотрудникам для выполнения непосредственных должностных обязанностей. Данная позиция согласована с Минтруда России. Однако если работодатель захочет передать право собственности на товар, перепродать его, то ему будет необходимо нанести маркировку, ввести товар в оборот и после этого его реализовывать. В противном случае такая сделка будет считаться незаконным оборотом товара.

– Будет ли распространяться процесс маркировки на обувные компании, участвующие в российских выставках (временный ввоз), и на шоу-румы, предоставляющие обувные коллекции на возвратной основе?

– Если речь идет о выставочных образцах, то на данную группу товаров маркировка не распространяется.

– Во сколько обойдется некрупным импортерам обуви и российским малым обувным предприятиям приобретение оборудования для маркировки обуви? Какова минимальная стоимость входа в систему?

– Дополнительное оборудование для работы с цифровой маркировкой не потребуется, независимо от размера бизнеса. У большинства предприятий уже есть принтеры, способные распечатать код Data Matrix с надлежащим уровнем качества, а регистратор эмиссии, необходимый для получения кодов от Честного ЗНАКа и передачи информации в систему маркировки и прослеживаемости, мы предоставляем бесплатно. Дополнительных обязательных требований к оборудованию нет.

– Какие варианты приобретения оборудования для маркировки в рассрочку предлагает Центр развития перспективных технологий? Какие услуги или пакеты услуг предлагает ЦРПТ импортерам и производителям обуви в России?

– Мы не разрабатывали специальные проекты для обувной отрасли. На рынке представлено большое количество оборудования для печати и считывания кодов в формате DataMatrix сторонних производителей.

– Сколько обувных компаний попадет во вторую волну пилотного проекта по маркировке? Какие это компании – крупные, средние или малые бизнесы, импортеры или отечественные производители?

– На сегодня мы получили более 100 заявок на участие в эксперименте, помимо уже вступивших в проектно-экспертную группу. Это разные участники рынка – от производителей до небольших торговых точек из регионов. Мы открыты для всех и всех приглашаем в пилот!

Партнеры