Голод в отрасли

Юна Завельская

Изготовление макета. Работа студента РГУ им. А.Н. Косыгина

Весь последний год европейские страны бурлят образовательными проектами в сфере индустрии моды, но особенно в области проектирования обуви и товаров из кожи – это одна из немногих отраслей, которая сравнительно легко поддается процессу обратной локализации из Юго-Восточной Азии в силу высоких требований к квалификации кадров и наличия собственного сырья. Однако в России, объявившей процесс импортозамещения своей стратегической задачей, к вопросу подготовки специалистов для отрасли относятся удивительно спокойно – за последнее время здесь ликвидировано несколько базовых кафедр, а вместе с ними и огромный опыт, накопленный системой советского образования за десятилетия работы. И в общем, не очень-то легко ответить сегодня на вопрос, куда податься бедному студенту, желающему, например, создать собственный обувной или аксессуарный бренд. Но мы попытались это выяснить.

РГУ им. А.Н. Косыгина

Для начала мы решили узнать, где на пространстве огромной страны сегодня есть кафедры проектирования изделий из кожи. Процесс слияния и поглощения вузов превратил это занятие в занимательный квест – институты от Бреста до Находки объединяются под одним названием, а чем они были раньше и кого там готовили – бог весть. Нашли номинально два, а по факту – все пять. Под маркой Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина сегодня скрывается: собственно бывший Текстильный институт, носивший это имя, бывший Московский государственный университет дизайна и технологий (МГУДТ), институт дополнительного образования, роль которого раньше выполнял РОЗТИЛП, и даже Новосибирский технологический институт, который тоже сегодня является филиалом столичного, хотя по некоторым вопросам его опережает. Не вошел в опрос из известных вузов, имеющих профильные специальности, разве что Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (Институт текстиля и моды, кафедра конструирования и технологий изделий из кожи), да еще мифический ставропольский вуз, проходящий, видимо, по казачьему ведомству (во всяком случае одна из самых интересных диссертаций по проектированию 3D-обуви прошла защиту как раз в этом месте – это, кстати, к вопросу о международном признании наших дипломов, ведь вряд ли кому придет в голову серьезно обсуждать академическую Сечь). Зато к разговору активно присоединилась московская бизнес-школа Fashion Factory School, недавно запустившая курс по созданию бренда обуви. Всем опрашиваемым мы задали вопрос: каких специалистов, по их мнению, не хватает в отрасли?
Начнем по порядку.

Новосибирский технологический институт (филиал) РГУ им. А.Н. Косыгина

Первым, как и положено в нашей стране, где сутки стартуют от Тихого океана, отвечает заведующий кафедрой технологии изделий из кожи и упаковочного производства Новосибирского технологического института (филиала) РГУ им. А. Н. Косыгина, доктор техн. наук, профессор Петр Степанович Карабанов: «В производстве обуви и аксессуаров очевиден дефицит прежде всего рабочих кадров, что связано с традиционно низким уровнем зарплат при достаточно напряженном ритме работы. Что касается специалистов с высшим образованием, то на предприятиях не хватает универсальных специалистов, одновременно с хорошим знанием инженерных дисциплин увлеченных и преданных своей профессии, стремящихся развивать инновационные технологии и методы производства. Такие специалисты единичны, и связано это с падением престижности инженерных профессий вообще, и в области индустрии моды в частности. Поэтому на предприятиях ощущается дефицит технологов, конструкторов, и даже дизайнеров».
В московском базовом вузе взгляд на проблему несколько смещен от производства к коммерции. Так, декан Технологического института легкой промышленности РГУ им. А.Н. Косыгина, доцент кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии изделий из кожи Анна Алексеевна Фокина считает, что: «на сегодняшний день в отрасли активно развивается малый бизнес. Особенно это касается малых предприятий по изготовлению аксессуаров из кожи, обуви индивидуального изготовления (как правило, на заказ). Судя по большому количеству запросов со стороны таких предприятий – ощущается острая нехватка именно технологов – как уникальных специалистов, умеющих организовать технологический процесс от начала производства до полного его завершения».
Свою точку зрения на проблему высказала и директор Института дополнительного образования РГУ им. А.Н. Косыгина, руководитель Международной школы дизайна ESMOD MOSCOU, руководитель Международной школы обуви ASSOMAC, кандидат техн. наук, профессор кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии изделий из кожи РГУ им. А.Н. Косыгина, член исполкома Российского союза кожевников и обувщиков Ирина Николаевна Леденева: «На мой взгляд, компаниям не хватает любого высокопрофессионального специалиста из данного списка. Особенно страдают компании индустрии моды от нехватки грамотных байеров (закупщиков), способных предвидеть потребность населения в актуальных товарах и фирм-производителей в комплектующих одежды, обуви и аксессуаров, а также колодочников».
Сразу оговоримся, что насущный вопрос рабочих специальностей в этом обзоре мы поднимать не стали – тема образования настолько обширна, что мы решили разделить ее на несколько материалов. Здесь речь пойдет о подготовке специалистов высшего звена.
Итак, где готовили специалистов этих профилей раньше (или не готовили совсем, если это новые специальности для рынка) и где готовят сейчас, на каких условиях и чему их учат, какие уникальные компетенции дают разные учебные заведения, какими методиками гордятся, какими знаменитыми преподавателями – мы решили выяснить у самих вузов.

РГУ им. А.Н. Косыгина,
Технологический институт легкой промышленности
Декан Анна Алексеевна Фокина

Кафедра художественного моделирования, конструирования и технологии изделий из кожи готовит по специальностям: конструирование изделий легкой промышленности, профиль «Художественное моделирование обуви и аксессуаров в индустрии моды» — 25 бюджетных мест на очную форму обучения; технология изделий легкой промышленности, профиль «Креативное проектирование и инновационные технологии изделий из кожи»- 20 бюджетных мест на очную форму обучения (в прежние годы количество выделяемых бюджетным мест не отвечало растущим потребностям производства, но сегодня в Технологическом институте легкой промышленности (факультете) на профильные направления подготовки выделено 150 бюджетных мест, включая одежное направление). Дизайнеров обуви и изделий из кожи этот институт (факультет) РГУ им. А.Н.Косыгина не готовит.
Обучение ведется очно в течение 4 лет и заочно в течение 5 лет. По окончанию выпускники получают диплом бакалавра государственного образца и имеют возможность продолжить обучение в магистратуре по этому же или смежным направлениям.
Наряду с обучением традиционным методикам и технологиям в институте уделяется большое внимание автоматизированному проектированию. Сегодняшний конструктор должен владеть большим спектром программ графического моделирования и проектирования изделий из кожи. Учебные планы и учебный процесс позволяют получать на выходе уникальных специалистов, способных работать в отрасли конструктором или технологом с навыками дизайнера и бизнесмена.
Основоположниками кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии изделий из кожи были выдающиеся ученые Юрий Петрович Зыбин, Виталий Александрович Фукин и другие. В настоящее время все преподаватели кафедры – это кандидаты и доктора наук: завкафедрой профессор Валентина Владимировна Костылева – Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, лауреат премий Правительства России, профессор Ирина Николаевна Леденева – руководитель Международной школы обуви ASSOMAC, среди преподавателей – члены Союза дизайнеров России. Высокую художественную подготовку выпускникам дает кафедра спецкомпозиции под руководством Марият Исмаиловны Алибековой, члена Международной ассоциации «Союз Дизайнеров».
Реализуемые направления подготовки требуют не только глубоких теоретических знаний, но и владения знаниями о новейшем технологическом оборудовании, процессах, материалах. С целью получения данных компетенций университет активно развивает программы стажировок, а все преподаватели регулярно повышают свою квалификацию, стажируются на предприятиях Италии.
В образовательный процесс регулярно включаются открытые лекции специалистов ведущих предприятий отрасли.
Производственная практика и дипломное проектирование проводится в институте на базе конкретных предприятий, по их же заданию утверждаются темы выпускных квалификационных работ.
Трудоустраивается абсолютное большинство выпускников РГУ им. А.Н. Косыгина – сегодня штаты конструкторов, технологов и руководителей большинства ведущих предприятий отрасли укомплектованы выпускниками именно этого вуза, но не надо забывать, что часть студентов продолжает обучение в магистратуре, иногородние возвращаются в свои регионы и трудоустраиваются там. В связи с этим количество специалистов в Московском регионе по-прежнему недостаточно. Уровень зарплат специалистов высокий, многие выпускники открывают свой бизнес.

Технологический институт легкой промышленности РГУ им. А.Н. Косыгина

РГУ им. А.Н. Косыгина
Институт искусств (Технологии. Дизайн. Искусство), отдел магистратуры
Кафедра “Искусство костюма и моды”
Профессор, доктор технических наук Геннадий Александрович Бастов
Бастов Г.А.

Из рук этого легендарного преподавателя вышли все самые знаменитые обувные дизайнеры Москвы (и не только): Даша Кравцова, ведущий дизайнер компании Pazolini, Денис Симачев, которого всей стране представлять уже не нужно. Мы решили изменить для Геннадия Александровича формат представления, поскольку кафедра и специальности, которым здесь обучают, тоже сегодня меняются на ходу.

— Геннадий Александрович, что происходит сегодня в российском образовании дизайнеров обуви?

— Принципиально изменилась форма образования. Мы перешли на подготовку специалистов в три уровня: бакалавриат, магистратура, аспирантура. 4 года они учатся в бакалавриате, кто-то этим образованием доволен – уходит, кто-то остается и продолжает свое образование в магистратуре еще 2 года. В сумме шесть лет. Это приравнивается к специалитету. После этого идет аспирантура.

— Подготовка, тем не менее, по обуви и кожгалантерее остается в бакалавриате?

— Нет, мы переработали все свои рабочие программы с учетом мировых тенденций в системе проектирования современного дизайна. Сейчас мы учим больше системе модулирования, то есть проектированию из унифицированных конструктивных элементов. И ориентируем будущих специалистов на использование и применение малоемких технологий, активное использование компьютерного проектирования. Эта дисциплина идет обязательным этапом, мало того, я настоял на том, чтобы 50% графических работ показывали на компьютере. Потому что работодатель хочет, чтобы сотрудники работали эффективно, результативно и с последней техникой.

— А система проектирования по итальянской методике Ars Sutoria, которую некогда внедряли в Текстильном институте?

— Это не проектирование, а система конструирования — кустарно-ремесленный способ макетирования, подгонки моделей. Я же учился в Голландии, в Венгрии, все это там увидел и никак не мог понять, зачем у нас какие-то расчеты математические, когда все равно каждый материал обладает определенными свойствами и его все равно руками надо почувствовать, в работе надо осознать это. Все это мы делаем в лаборатории. Все коллекции, которые мы выставляли на конкурсе ShoesStyle в рамках выставки Mosshoes, отшивались здесь, в институте. Но массовое производство – это совсем другой момент.

— Но студенты же выходят в массовое производство?

— Да. Но они могут сами сделать то, что хотят увидеть в массовом производстве.
Очень интересно поставлена и разработана программа в магистратуре. Потому что в магистратуре есть, как раньше, класс, и есть профессор, который ведет этот класс. Это отличная форма обучения. Общие дисциплины делают поточные, а конкретно по специализации часы отдают профессору, и он делает с ними то, что считает нужным.

Демонстрационный макет. Работа студента РГУ им. А.Н. Косыгина.

— А откуда приходят абитуриенты?

— Я их собираю со всей страны. Пусть придет хоть кочегар.

— Но вы должны, наверное, брать в магистратуру людей, которые уже получили какое-то начальное знание?

— А это я уже сам выбираю. Я сижу в приемной комиссии, смотрю портфолио. Это мое право, брать его или не брать.

— То есть абитуриент должен учиться по обувной специальности в бакалавриате или он может просто иметь степень BA по любой специальности?

— Главное, чтобы желание было, опыт был и любовь к проектированию. Понятие проектирования в университете есть. А то, что он из другой школы, не знает, что такое модуль, конструктивный элемент, кинетическое проектирование, объемно-пространственная форма и как ее понимать – он этого не знает, но я его научу.

— Но абитуриент, тем не менее, навыки проектирования должен иметь?

— Элементарные вещи конечно. Сейчас у меня порядка 8-9 человек в магистратуре. Говорят, что на одного профессора должно быть не более трех. У меня идет перевыполнение. И я выпускаю художников, которые в состоянии сделать бренд. В процессе своего двухгодичного обучения у меня они строят алгоритмы своих проектов. За последние годы я получил шесть патентов со студентами.

— Где сейчас студенты проходят практику?

— На предприятиях, выпускающих ортопедическую обувь, и на обувных фабриках Санкт-Петербурга. Большие производства не хотят брать студентов на практику, говорят, что они отвлекают от работы (раньше платили за работу мастером). Направленных студентов сегодня практически нет. Трудоустраиваются студенты в основном благодаря конкурсу ShoesStyle, где на подиумах показываюм свои коллекции и потом им делаются предложения – компании подхватывают их уже в период обучения. Есть выпускники – Варвара Лебедева, Нина Поташова, Никита Немков, Оля Кондрашова – которые имеют свой сайт: они делают сумки, обувь, продают. Малый бизнес.

— Вам под конкурс, под изготовление работ, дают материалы?

— Лауреат-победитель получает бонус – премию от ректора. Кожзаводы бесплатно практически ничего не дают. Институт может оплатить участникам материалы после конкурса. Поразительно, что работы победителей никуда не идут, кроме выпускаемого кафедрой журнала-календаря. Я сейчас начал публиковать работы в США. Мы начинаем показывать, что мы есть. Это для иностранных компаний, конечно, тоже находка.

Эскизы Карине Кашучкян, студентки Бастова Г.А.Работы студентов Бастова Г.А.Работы студентов Бастова Г.А.Работы студентов Бастова Г.А.Работы студентов Бастова Г.А.Работы студентов Бастова Г.А.Работы студентов Бастова Г.А.Работы студентов Бастова Г.А.

Институт дополнительного образования РГУ им. А.Н. Косыгина
Руководитель Ирина Николаевна Леденева

Конструкторов и технологов для кожевенно-обувной отрасли всегда готовил РГУ им. А.Н. Косыгина (бывший МГУДТ) как базовый и профильный вуз. Однако сегодня условия работы данных специалистов (зарплата, перспективы роста и т.п.) не позволяют им надолго задерживаться в отрасли. Выпускники Института дополнительного образования РГУ им. А.Н. Косыгина, как правило, возвращаются работать в компании, которые их направили на обучение. Часто с повышением в должности и размера заработной платы. Некоторых специалистов (например, байеров) не готовили вовсе. РГУ им. А.Н. Косыгина является эксклюзивным разработчиком и собственником программы для подготовки байеров, которая создана совместно со школой моды ESMOD PARIS (Франция) и Fashion Studio della Moda di LINEAPELLE (Италия). На сегодняшний день РГУ им. А.Н. Косыгина является ведущим центром подготовки и переподготовки специалистов вышеназванных специальностей в России, а некоторых – в Европе.
Направления и профили подготовки специалистов в РГУ им. А.Н. Косыгина, условия обучения, итоговые документы, сроки и стоимость обучения и другая информация подробно отражена на официальных сайтах РГУ им. А.Н. Косыгина (www.kosygin-rgu.ru) и Института дополнительного образования РГУ им. А.Н. Косыгина (www.ipk-design.com).
В дополнительном образовании более 80% преподавателей являются практиками и сотрудниками профильных компаний.

Институт ДПО РГУ им. А.Н. Косыгина

Новосибирский технологический институт (филиал) РГУ им. А. Н. Косыгина
Кафедра технологии изделий из кожи и упаковочного производства
Заведующий кафедрой доктор техн. наук, профессор Петр Степанович Карабанов

Институт готовит по программам бакалавриата конструкторов и технологов обувщиков, а также дизайнеров. Срок обучения 4 года по очной форме и 5 лет по заочной форме. На данные направления на будущий год выделяется 35 бюджетных мест. Стоимость платного обучения по этим специальностям составляет 114900 руб. По указанным направлениям возможно обучение в магистратуре (срок обучения 2 года), а также в аспирантуре головного университета.
Уникальность новосибирского вуза состоит в том, что институт небольшой, что создает особую ауру творческой работы и взаимопомощи. Так, будущие технологи, конструкторы и дизайнеры работают вместе не только на лекционных и практических занятиях, но и при выполнении исследовательских работ и прохождения практик. Это позволяет уже на стадии обучения понять и освоить цепочку производства изделий, начиная от замысла (дизайна), его конструирования до разработки технологии изготовления.
Для начального освоения практических основ профессии студенты НТИ проходят практики на базовых предприятиях: ООО «Обувь России», ООО «Саломея», ЗАО «КОРС», ООО «СакСи» и др. Дипломные работы исследовательского характера, как правило, выполняются по тематике, связанной с совершенствованием процессов конструирования и технологии изделий на базовых предприятиях. Однако, по мнению профессора П.С. Карабанова, российским специалистам в данной области не хватает взаимодействия (в различных формах – стажировки, обмен опытом, курсы повышения квалификации) с ведущими мировыми центрами в области конструирования, дизайна и технологии обуви и аксессуаров. Такие специалисты единичны, и связано это с падением престижности инженерных профессий вообще, и в области индустрии моды в частности. Поэтому на предприятиях ощущается дефицит технологов, конструкторов, и даже дизайнеров».

С целью совершенствования этой цепочки 16 февраля 2018 года в Новосибирске открылся первый технологический центр поизготовлению изделий из кожи. Инициатором проекта стал НТИ. Центр открылся при поддержке компаний «Обувь России» и «Сфера» (производитель и поставщик оборудования для предприятий легкой промышленности).
Неудивительно, что при такой тесной связи с производством, выпускники новосибирского вуза распределяются преимущественно на профильные предприятия (обувные, кожгалантерейные, крупные торговые компании) в Новосибирске и СФО. Средняя доля трудоустройства по профилю обучения составляет 75%. По неофициальным данным, средний уровень зарплаты начинающих специалистов в отрасли составляет 25-35 тыс. руб. Однако проблема заключается в том, что такие достаточно редкие учебные заведения, где имеются профильные кафедры по технологии, конструированию и проектированию изделий из кожи, расположены в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Омске и др., а выпускники этих институтов неохотно покидают столичные ареалы даже при весьма заманчивых предложениях из других городов (особенно небольших).

Новосибирский технологический институт (филиал) РГУ им. А.Н. Косыгина

Бизнес-школа Fashion Factory School (Москва)
Курс “Создание собственного бренда обуви и аксессуаров из кожи”
Исполнительный директор Анна Есакова

В бизнес-школе не обучают профессии производственника или дизайнера обуви, здесь сконцентрированы на обучении предпринимателей – помогают развиваться тем, кто решил создать свой бренд обуви или аксессуаров из кожи. Это могут быть как начинающие бизнесмены, так и ремесленники, мастера handmade. Главная цель обучения – научить строить и развивать бизнес в сфере Fashion.
Курс о создании собственного бренда обуви и аксессуаров из кожи длится 3 недели с довольно интенсивным расписанием – 12 астрономических часов в неделю. По окончании курса школа выдает сертификат.
Курс стоит 39000 руб. по цене раннего бронирования, и 46000 руб. непосредственно перед стартом. Дополнительных затрат на самом курсе у студентов нет. Их учат не проектированию обуви, а развитию и продвижению бренда, продажам.
Программа состоит из трех ключевых блоков: 1) маркетинг и стратегия; 2) производство и материалы; 3) продвижение и продажи. Особенность школы Fashion Factory в том, что к преподаванию в ней привлекаются исключительно преподаватели-практики: специалисты из индустрии, топ-менеджеры крупных компаний либо предприниматели, уже достигшие успеха в отрасли.
Обучение построено не только на теории, но и на историях успеха. 
Открывает курс Ирина Зуева, директор по маркетингу компании “Эконика”. Ирина рассказывает о позиционировании и платформе бренда. Вместе с Ириной студенты ищут ответы на вопросы, для кого их будущий бренд, кто их покупатель и чего он ждет.
Очень вдохновляет студентов Андрей Жакевич, создатель бренда обуви ручной работы Gottlieb Schwarz. Андрей изучал обувное дело в Италии и обучает ремеслу уже здесь, в Москве. Он очень открытый лектор и с удовольствием рассказывает обо всех секретах обувного дела.
Все преподаватели — люди очень увлеченные обувью и работой с кожей. Общий язык со студентами находят легко и быстро. На курсе всегда очень открытая и дружественная атмосфера, общение и обмен опытом и контактами.
Fashion Factory включаеn в обучение практические занятия. Например, на курсе есть практика по самостоятельной фотосъемке для социальных сетей – привлекательный фотоконтент помогает продвигаться молодым маркам.
У студентов есть возможность погрузиться и в специфику производства — школа организует выезд на фабрику, где можно посмотреть на основные производственные процессы.

Fashion Factory School

Эпилог

Будущее высшего отраслевого образования представляется руководителям профильных вузов в виде трехступенчатого образования – бакалавриат, магистратура, аспирантура. Здесь возражений по форме нет (хотя сегодня обучение ряду кожевенно-обувных специальностей фактически укладывается в двухгодичную форму обучения, как мы выяснили. Но, при наличии общей академической базы). При этом должно развиваться и среднее специальное образование – поскольку разные уровни служат цели как непрерывного обучения, так и подготовки специалистов различных звеньев, – и дополнительное образование для подготовки кадров специфического профиля или переподготовки.

А вот система государственной поддержки российского образования нуждается в коренном пересмотре, и в этом тоже сходятся все опрошенные нами специалисты. Помимо обоснованного финансирования эта поддержка может заключаться в существенном снижении и упрощении бюрократических и формальных правил при контроле за деятельностью вузов.

Партнеры